Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

МОСКВА - ПЕКИН

Об опыте преподавания спецдисциплин в Китае

Мазурин Г.А. "Утро"

    Осенью позапрошлого года я был направлен на преподавательскую работу в Китайскую Народную Республику, в Восточный международный художественный институт, в главный город провинции Хэнань - Чэнь-чжоу. Это довольно крупный центр с населением один миллион жителей.
    Институт находится на окраине города и представляет собой несколько пятиэтажных корпусов, в которых расположены учебные классы, мастерские, администрация, общежитие студентов, спортивная площадка, квартиры педагогов, столовая, медпункт и магазин художественных принадлежностей. Институт работает первый год. Студентов-первокурсников около двухсот. Остальные курсы пока отсутствуют. Из Москвы я прилетел вместе с Татьяной Кузнецовой, педагогом по живописи, выпускницей Суриковского вуза. Нас приятно поразило название института на русском языке, репродукции картин наших художников в коридорах учебного корпуса и большой портрет В.И.Сурикова в вестибюле.
    Руководство и профессорско-преподавательский состав встретили нас радушно. Руководитель института Ван Фусян (окончивший художественный факультет Хэ-наньского университета) - учредитель фонда, на средства которого организован институт. Он учился живописи у воспитанников института им. В.И.Сурикова. Может, именно поэтому многие годы бизнесмен Ван Фусян мечтал открыть в Китае высшее учебное заведение, подобное нашему. Мечта осуществилась. Можете себе представить, с каким волнением мы приступили к занятиям.
    Первая и основная трудность - незнание китайского языка. Вторая заключалась в том, что начинать надо с нуля, так как все студенты имеют подготовку в объеме общеобразовательной школы, в лучшем случае - специализированных художественных классов при обычных школах. У нас в России с такой подготовкой сначала поступают в художественные училища, только после их окончания подают документы в институт. Но самая главная трудность ждала нас в аудиториях. Аудитории - средних размеров, чистые, светлые, прекрасно оборудованные. В группах учащихся не менее 35 человек. Для нас это многовато, но в Китае - обычная норма, нет отбоя от желающих получить профессиональное образование.
    Обучение платное, 1500 долларов в год. Ребята приезжают из разных городов и провинций. Есть, конечно, и местные, но их не более десяти процентов. Экзамены они не сдавали, были зачислены с баллами, полученными на едином государственном выпускном экзамене в школе. Экзамены по рисунку и живописи проходят во всех провинциях в марте месяце. В прессе сообщается время и место их проведения.
    По рисунку выполняется портрет и набросок фигуры человека, а по живописи натюрморт по словесному описанию - без натуры!
     В первые же часы занятий стало ясно, что работать нам будет нелегко. Студенты, правда, очень дисциплинированны, послушны и трудолюбивы, что характерно для китайской нации в целом. Любое задание принимается покорно и беспрекословно. Для китайского студента невозможно опоздать даже на минуту, не говоря уже о том, чтобы пропустить занятия. Даже зимой, когда на улице минусовая температура, а институт не отапливался, на занятия являлись все и ровно в восемь утра начинали рисовать. В аудиториях приходилось сидеть в зимней одежде и перчатках, многие были сильно простужены, но тем не менее... В общежитии тоже не топили, но никто не отлынивал от занятий, и все шесть часов шла напряженная работа. Программа и расписание составлены следующим образом: первые три дня недели подряд по шесть часов только специальные предметы. Например, только рисунок или живопись, в остальные дни - общеобразовательные предметы, всего двенадцать. Среди них - иностранный язык (английский и русский), военное дело, физкультура.
    Нагрузка значительная, день занят учебными занятиями почти до ужина, до 18 часов. После ужина свободное время. Студенты могут позаниматься в библиотеке, где много хороших книг, поиграть на спортплощадке или посидеть в компьютерном зале, где к их услугам 70 компьютеров и выход в Интернет. Но многие, пренебрегая активным отдыхом, возвращаются в мастерские и продолжают работать над неоконченным рисунком.
    У китайских студентов поразителен интерес к русскому искусству. Практически все знают таких мастеров, как Репин, Левитан, Шишкин, Суриков. Иван Шишкин, вообще, в Китае любимый художник. В художественных магазинах и галереях можно встретить множество копий с его произведений. Однажды я даже видел картину "Утро в сосновом лесу" без медведей

.The educational figure chinese studentThe educational figure chinese studentThe educational figure chinese student
    Когда в Чэньчжоу экспонировались выставки русской живописи, мы со студентами участвовали в церемонии открытия и имели прекрасную возможность вести интересный разговор перед холстами Гелия Коржева, Валентина Сидорова, Зураба Церетели, Николая Соломина, Игоря Обросова, Николая Колупаева и многих других.
    На занятия по рисунку я приношу книги о творчестве русских художников и на конкретных примерах объясняю тот или иной закон изобразительного творчества. Как-то я показал монографию Карла Брюллова, применительно к теме "Автопортрет".
Творчество Брюллова поразило студентов своим искрометным мастерством, особенно восторгались девочки.
    Преподавать приходилось с помощью переводчика, что довольно нелегко, не для всех русских слов и понятий есть эквивалент в китайском языке. Сначала надо ясно сформулировать мысль, донести ее до переводчика, чтоб он понял, о чем речь, иначе мои наставления будут напрасны. Поэтому я старался "рассказать карандашом", правя рисунки студентов. В конце года убедился, что такой метод - единственно верный. До революции в Императорской Академии художеств подобное преподавание называлось "править рисунки".
    Весной, когда стало тепло, многие задания мы вынесли из интерьера мастерской на открытый воздух. Задания на изображение формы в глубоком пространстве и на построение перспективы помогали понять принципы организации листа при изображении городского пейзажа. Рисунки деревьев, цветов, крупных предметов и конструкций (велосипед, автобус, коляска) студенты выполняли с неизменным интересом здесь же, на территории института. Иногда мы выезжали в народный парк, где есть чудесные уголки для рисования. Большой институтский автобус доставлял нас на место без проблем.
    По учебному плану занятий рисунком предусмотрено всего 116 часов за год. Напряженная работа без прогулов и срывов дала свои положительные результаты. Мы начали с рисования простых геометрических форм, а закончили рисунком гипсовых бюстов Архимеда, Сенеки и Аполлона.

Мазурин Г.А. "Улочка"

Некоторые рисунки были очень неплохие - на 95 баллов, в Китае 100-балльная система оценок.
    Со временем стало работать легче, так как мы постепенно осваивали некоторые китайские слова и понятия. Студенты же быстро запоминали русские слова, и стало возможным объясняться без переводчика. Вообще, китайцы очень способны к языкам, видимо, природная музыкальность помогает им довольно легко запоминать чужестранную речь. Однажды на вокзале города Гуйлинь к нам подошел полицейский и стал прислушиваться к нашей речи. Через минуту он уже довольно внятно повторял слово в слово все, что мы говорили на русском языке, правда, не понимая смысла.
    Студенты института, преподаватели, обслуживающий персонал - все активно изучали русский язык (каждый день, 15 минут на большой перемене). К концу учебного года мы уже не испытывали страха, что нас не поймут без переводчика, и руководствовались изречением Мао Цзэдуна: "В мире нет трудных дел, если их не бояться делать".
    Преподаватель живописи Татьяна Кузнецова сначала познакомилась с тем, что делали наши китайские студенты раньше. Они довольно бойко и быстро писали гуашью натюрморты, составленные из различных по материалам и характеру предметов довольно сумбурно. Поэтому мы решили строить натюрморты с тем расчетом, чтобы в каждом решалась определенная композиционная и цветовая задача. Так как учащиеся совершенно не были знакомы с акварелью, то прежде всего необходимо было освоить технику работы с этим материалом. Китайские краски и бумага почти непригодны для акварели в нашем понимании. Мы тщательно продумывали и ставили натюрморты применительно к фактуре бумаги и качеству красок. Некоторые работы студентов получились даже по нашим строгим меркам весьма прилично. Авторы их стали участниками крупной ежегодной выставки в провинции Хэнань. За учебный год мы крепко сдружились со студентами и преподавателями института.
    Улетая домой в Россию, я вместе с яркими воспоминаниями и сувенирами увозил на Родину большую папку новых рисунков и акварелей, рассказывающих о современном Китае, людях и природе этой великой древнейшей страны.

Г.МАЗУРИН,

профессор кафедры рисунка МГАХИ им. В. И. Сурикова
masurin@rambler.ru

Материал проиллюстрирован зарисовками из путевого альбома автора - Г. Мазурина и учебными работами китайских студентов.

© "Юный художник" №1-2003 г.

 

 

Hosted by uCoz